Хамство проявляют люди,занимающие рабскую позицию,это вообще признак раба.Хамство процветает при безнаказанности.Попробуйте спросить хама о его фамилии,имени и отчестве,его должности, - он либо скроет эти сведения,либо снимет с себя ответственность - типичная рабская позиция.Попытками унизить других хамы протестуют против своего психологического рабства.Это животный уровень - ведь человек проявляет агрессию,присущую зверю.К тому же это форма энергетического вампиризма.
Как же бороться с хамством?
Источник хамства мы убрать не можем.Мы можем изменить своё отношение к нему. 1.Иногда стоит прислушаться:может быть,это конструктивная критика,очень грубо поданная по той причине,что человек просто не умеет общаться?
2.Хама можно игнорировать.Проще это сделать,если обратить внимание не на то,что он говорит,а на что-то ещё:пуговицы на его одежде,представить на его лбу красивый пейзаж и любоваться им.Ваше безмятежно - спокойное выражение лица могут ещё и обескуражить хама,поток ругани может закончиться лишь по той причине,что если хаму не удаётся вывести Вас на эмоции - а это его основная задача,дальнейшие его речи становятся бессмысленны.Особенно рекомендуется игнорирование в тех случаях,когда другие способы игнорирования могут быть опасны:с пьяными,очень агрессивными и т.д.
3.Способ "Розовый туман":отвечать хаму на его выпады самыми общими фразами,на которые трудно что-либо возразить.
Примеры универсальных фраз:
а)Все люди разные,всё делают по-разному,реагируют по-разному.
б)Некоторые результаты нашей работы можно увидеть только через какое - то время
в)Товары разного качества обычно стоят разных денег
4.Отстаивание своих границ.Хаму можно и нужно противостоять.Но не нужно унижать себя,вступая с ним в полемику,перепалку,не нужно опускаться до этого рабского уровня.Достаточно уверенно парировать короткими фразами.Ключевые фразы:
Это не в моих правилах.
Я не намерен отказываться от своих интересов.
5.Юмор - это высший пилотаж борьбы с хамством.Хама можно публично высмеять(если он не слишком агрессивен),можно пошутить над самой проблемой.Юмор разряжает накалённую атмосферу.Невозможно сердиться на того,кто нас рассмешил.Это вообще лучший способ прекращения любого конфликта.
6.А если хамит начальник?Если в грубой форме он критикует Вашу работу?
а)Нужно выслушать его,не перебивая.
б)Далее спросить,в чём конкретно проявляются недостатки Вашей работы?Если Вы просто попали под горячую руку,начальник не сможет ответить ничего конкретного,в следующий раз ещё подумает,срывать ли на Вас зло(только спрашивать надо самым вежливым и дружелюбным тоном)
в)Спросите,что конкретно Вы должны изменить в своей работе?
г)Обязательно поблагодарите за совет,за критику,скажите начальнику,что он - компетентный человек.
7.Самое высокое мастерство - выдержать правильную интонацию при общении с хамами.Это должен быть тон спокойного дружелюбия.Нельзя ни показывать страх,ни раздражение,ни подобострастие и заигрывание.Выдержать тон спокойного дружелюбия - как пройти по лезвию бритвы.Этот тон очень быстро прекращает грубость,негативизм,язвительность.Хам перестаёт видеть в Вас врага,он не может и воспринимать Вас как жертву.
8.Самые агрессивные выпады можно купировать,если переключить разговор на личные проблемы хама.Отвлеките его самым простым вопросом,заданным спокойно и дружелюбно,каким-то замечанием вообще на другую тему(напр.,о том,где продают такие хорошие ботинки,как у него.Или выразите понимание его раздражённости,т.к.жизнь в стране тяжёлая - только никакого подобострастия!)Сложная задача,но очень эффективная!
Может быть,у Вас есть свои излюбленные приёмы борьбы с хамством?Пишите!