Игорь Саторин. Тщеславие и гордыня - Форум

КРИСТАЛЛ ДУХА

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Психология » Психология » Игорь Саторин. Тщеславие и гордыня
Игорь Саторин. Тщеславие и гордыня
zvezdaДата: Вторник, 15.11.2011, 09:18 | Сообщение # 1
Мудрость сияния
Группа: Администраторы
Сообщений: 2885
Награды: 6
Статус: Offline
Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях, тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия - самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость.

Порой, когда мы просим о помощи, или, даже когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, т.к. в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь. Человек сам не замечает, как чувство собственного достоинства перерастает в чувство собственной ничтожности, которое подпитывается глупой гордыней.

Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, - возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение - ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. Возможно, желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвысить себя за чужой счет.

Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы ощущать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни ичувства собственной важности. Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Мы возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является другой стороной нашей ничтожности.

Когда человек переживает унижение длительное время, его самоуважение становится заниженным. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму. По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, т.к. не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.

С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку над ним, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.

Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.

Все это, - персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное. А в бессознательном душевные раны не заживают, но продолжают кровоточить. Чтобы исцелиться, необходимо терпеливо раскрываться, устраняя все ложные личины, смотреть в лицо собственным страхам.

Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло.

Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми, тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.



 
zvezdaДата: Вторник, 15.11.2011, 09:19 | Сообщение # 2
Мудрость сияния
Группа: Администраторы
Сообщений: 2885
Награды: 6
Статус: Offline
Любовь тщеславного ничтожества

Влюбленность такой раной в душе может стать крайне болезненным опытом, наполненным каскадом труднопреодолимых иллюзий. Болезненное самолюбие проецирует на возлюбленного радость возможного приятия израненной души. На расставание, или невозможность быть в обществе возлюбленного проецируется душевная рана. Иными словами человек, живущий с раной подавленного унижения, склонен приписывать боль от этой раны разлуке с объектом своей «любви».

На противоположном полюсе болезненной психике удобно приписывать внутреннее самовозвеличивание «победам» на любовном фронте. Такой человек в отношениях не столько строит отношения, сколько самоутверждается, пытается доказать себе очередной победой, что он не является жалким ничтожеством. И если этому самоутверждению сопротивляются, «любовь» внезапно обращается в ненависть.

За что мы ненавидим возлюбленного? Он не стал тешить наше самолюбие, не стал возвеличивать нашу персону, он показал, что мы недостойны такого отношения, и поэтому наше тщеславное величество впадает в другую крайность – унижение.

К любви примешалась ненависть, т.к. нам отказали во взаимности, унизили, оставили наедине со своим внутренним ничтожеством растоптанной гордыни.

И кстати, чем сильней возлюбленный втоптал нашу гордыню в грязь, тем сильней мы его «любим»! Помните? Одна крайность поддерживает и укрепляет другую. Такая разновидность болезненной «любви» идет рука об руку с тщеславием, ненавистью и унижением.

Все это мы делаем сами с собою. Так работают психические механизмыдвойственности. Мы сами втаптываем себя в грязь, чтобы затем возвеличиться. От таких душевных «ран» в разной степени страдает большинство из нас.

Тщеславие цивилизации

Вся наша цивилизация держится на самоутверждении собственной никчемности. Вспомните свое детство. Нам всегда нравились герои из книг и фильмов, которые тешили свое эго особенно искусно. Чем круче герой, тем виртуознее он тешит свое самолюбие. Мальчикам нравился терминатор, или ловкий Нео, побеждающий невротика Смита. Девочкам нравились всевозможные Барби, Белоснежки, Русалки, Золушки и пр.

Чего стоит одна сказка Пушкина о волшебном зеркале! Гордой царице лукавое зеркало внушило, что она «на свете всех милей». И вот, вокруг заниженной самооценки царицы завязалась целая заварушка! «Жестокую» правду о том, что молодая царевна красивее, болезненная психика царицы не смогла воспринять разумно, и чтобы поддерживать свой имидж на высоте, царица была готова пуститься «во все тяжкие»!

В сказке про Золушку, главной героине удалось пробраться «из грязи в князи», - прямиком к принцу. Видимо Золушка знала толк в целебных свойствах грязи, подтвержденных испытаниями столичного института пластической хирургии и косметологии. Уже не помню в точности содержание сказки.

Барби повезло с рождения жить в богатстве и роскоши розового гламура. Перечислять можно долго. Наверное, в каждой истории найдется подходящий для нас пример.

Но величайшими мастерами в этом нелегком деле тщеславного самовозвеличивания мы становимся на духовном пути, когда, отрекаясь от гордыни, мы тешим именно ее - гордыню на все более изощренных и утонченных уровнях. Полагаю, и к этому стоит относиться со спокойным пониманием.


 
zvezdaДата: Вторник, 15.11.2011, 09:21 | Сообщение # 3
Мудрость сияния
Группа: Администраторы
Сообщений: 2885
Награды: 6
Статус: Offline
Тщеславие и унижение

Продолжительный опыт унижения – не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» - преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми нам необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.

Часто, когда человек видит, как критикуют другого, он может распознать субъективность критика. Но если критикуют его самого, он начинает принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.

Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных – унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами. Все это ощущается настолько реалистично, словно действительно является объективной реальностью. И ответная ненависть к боссу, также, кажется оправданной и уместной.

Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.

Что реально происходит в голове босса - не имеет реального значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она почти неизбежно будет проецироваться на подобные ситуации.

Именно поэтому очень важно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, т.к. детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляется в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь. Ведь именно в детстве вырабатываются наши

Сознательное унижение

Встречаются случаи, когда человек сознательно выбирает унижение по разным причинам. Возможно для некоторых людей унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности. Возможно, при этом человек чувствует, что если унижение его не берет, значит, он свободен.

Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность дает ощущение, когда «море по колено».

В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.

Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.

Иногда человек унижается, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого он своим унижением возвышает. Возможно, так униженный получает покровительство, или какие-либо иные блага.

Иногда, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию. Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого.

Иногда унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в зоне комфорта, где ему удобно быть беспомощным и слабым. Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают своим унижением куда приличней своих благодетелей.


 
zvezdaДата: Вторник, 15.11.2011, 09:23 | Сообщение # 4
Мудрость сияния
Группа: Администраторы
Сообщений: 2885
Награды: 6
Статус: Offline
Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.

Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением. Обыденное унижение – это всегда определенного рода самообман и неприятие происходящей ситуации. Смирение на духовном пути, напротив, связано с приятием происходящей жизни. Разница между унижением и смирением, - это разница между ничтожеством и святым.

Понимание того, как действует наша психика, как мы привязываемся к маятнику унижения и тщеславия, помогает привлечь внимание к этим психическим механизмам. Но даже их сознательное понимание еще не гарантирует полного освобождения от этих переживаний. Могу судить по своему опыту.

Инерция, - словно один из ключевых законов ума. Ум без привычек – это ум Будды. А если человек утверждает, что у него нет гордыни и чувства собственной важности, скорей всего, это значит, что гордыня у него развита столь сильно, что мешает человеку признать ее же наличие.

Выход из этой болезненной двойственности – длительная систематическая осознанность, чуткость и внимательность к проявлениям нашей психики. Чтобы не включаться в эту игру, будьте честны с собою. Так ли важно, что руководит другими людьми? Что руководит Вами?

Вы можете становиться успешным и преуспевающим человеком, но зачем вам становиться тщеславным идиотом? Такие импульсы стоит гасить на корню.

Если вы не играете в тщеславие и унижение, вас становится скучно унижать. Не получая желаемого результата, мелкий тиран перестает вас доставать своим болезненным самолюбием.

Если вы умеете смеяться над собой, - никто не сможет посмеяться над вами. Человек унижается не когда кланяется, а когда ощущает унижение. Само переживание унижения – признак внутреннего раскола.

Сильный - не тот, кто смог возвыситься. И унижение, и тщеславие – слабости. Внутренний раскол – это лишь игра в силу. Истинная сила – это наша созидательная воля, наши способности и таланты.

Выбор – за вами.


 
KatilarДата: Среда, 14.03.2012, 19:27 | Сообщение # 5
Хранитель солнца
Группа: Проверенные
Сообщений: 61
Награды: 0
Статус: Offline
Щас среди молодежи очень много самолюбивых и высокомерных подростков. И самое напряжное в таких людях, что есть разумные, которые выростают, устраиваются на работу и со временем начинают понимать что они ведут себя как полные уроды а есть те которые повзраслев так и продолжают тусить, понтоваться, показывая какие они крутые... Рядом с такими и находиться не легко, такое ощущение что вокруг них воздух кипит.
 
Форум » Психология » Психология » Игорь Саторин. Тщеславие и гордыня
Страница 1 из 11
Поиск:

мартагона, Fighter, kozyr_n
    Яндекс.Метрика
Copyright MyCorp © 2016